Откатные миллионы, или Сколько зарабатывают в ЖКХ
15.02.2010, 14:28 НовостиОчевидная проблема с уборкой снега в Петербурге стала той «точкой кипения», после которой хочется услышать ответ на вопрос: почему коммунальщики, которых постоянно честят за некачественную работу и подозревают в откатах и взятках, не несут серьезных наказаний? В ситуации на примере одного из уголовных дел разбирался «Тайный советник».
Следственное управление СКП по Петербургу направляет в суд дело в отношении заместителя начальника ГУЖА Невского района Галины Сопегиной, которую обвиняют в получении взятки в крупном размере. Дама признала обвинения в свой адрес и уже даже успела вернуть незаконно присвоенные почти 2,4 миллиона рублей. Как ни удивительно, но именно благодаря этому Сопегина не будет наказана строго. Ведь руководительница ГУЖА воспользовалась нововведением в Уголовно-процессуальном кодексе, заключив досудебное соглашение о сотрудничестве.
Откат - 15 процентов
Заместитель директора ГУЖА Невского района Галина Сопегина входила в комиссию, от которой зависело, кто будет выполнять государственные заказы. И решила «подзаработать».
Администрации Невского района (впрочем, как и всех остальных) то и дело требуется чинить инженерные сети. Узнав, что заниматься этими работами хочет некое ООО «ЕвроСтройПроект 21», Сопегина предложила его директору, Андрею Филиппову, взаимовыгодное дельце: она обеспечивает фирме выигрыш в конкурсе, а тот нанимает в качестве подрядчиков бригаду ее мужа, а также делает ей откат - отдает определенный процент от выделенной из бюджета суммы.
Поскольку менталитет большинства российских бизнесменов сводится к тому, что лучше принять такое предложение, чем сидеть без заказов, Андрей Филиппов согласился. По версии следствия, когда на ремонт инженерных сетей было выделено почти 10 миллионов рублей, замдиректора ГУЖА потребовала от коммерсанта 15 процентов - 1 миллион 200 тысяч рублей. Плюс за выполнение работ бригада ее мужа должна была получить более 1 миллиона 300 тысяч рублей.
По другим госконтрактам «ЕвроСтройПроект 21» получил еще 20 миллионов рублей. Из них, по версии следствия, Сопегина намеревалась положить в свой карман 1 миллион (5 процентов от выделенной суммы) и еще почти 4 миллиона причиталось бригаде мужа.
В общей сложности, как установило следствие, замдиректора ГУЖА Невского района получила от директора «ЕвроСтройПроекта 21» не меньше 2 миллионов 400 тысяч рублей.
Но госконтракты на этом не кончились, за следующие Галина Александровна потребовала от «ЕвроСтройПроекта 21» уже более 3,3 миллиона рублей. Филиппов должен был выплачивать деньги частями, очередная встреча намечалась прямо в служебном кабинете Сопегиной. Похоже, из-за полной безнаказанности дама из ГУЖА совсем потеряла страх.
Терпение предпринимателя иссякло. Мучительно выбирая между перспективой лишиться госконтрактов и необходимостью расстаться с крупной суммой, Андрей Филиппов предпочел первое. Его встречу с Галиной Сопегиной, на которой он передал ей миллион рублей, контролировали сотрудники милиции.
Представляется, что случай с Сопегиной - лишь один из многочисленных примеров того, как «осваиваются» собранные с налогоплательщиков деньги. Совсем недавно коммунальщиков поймали на нарушениях в Выборгском и во Фрунзенском районах. Первое дело - о мошенничестве в крупных размерах - уже в суде. Второе - о злоупотреблениях должностными полномочиями и взятке - на подходе.
Поблажки для взяточницы
Когда расследование уголовного дела в отношении Галины Сопегиной близилось к завершению, она заключила со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве. Федеральный закон о таком соглашении появился лишь летом 2009 года. Согласно нововведению, если человек не только признал свою вину (особый порядок слушания таких дел существовал и раньше), но и оказал содействие в раскрытии преступления, возместил ущерб потерпевшим, он может рассчитывать на поблажки в суде. Сопегина не только не отрицает, что вымогала деньги у Андрея Филиппова. Она уже вернула ту сумму, которую, по мнению следствия, незаконно присвоила.
Замдиректора ГУЖА Невского района стала первой в Петербурге, чье дело будет слушаться в суде в особом порядке, который теперь применяется при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. Статья, по которой идет Галина Сопегина, предусматривает от 7 до 12 лет лишения свободы. Но после соглашения у нее появилась возможность получить не более 6 лет реального или даже условного лишения свободы.
Коррупционные правила игры
Следственное управление СКП по Петербургу мониторит ситуацию со снегоуборкой. Дело в отношении заместителя ГУЖА Невского района Галины Сопегиной весьма показательно. По сути, оно иллюстрирует, как обстоят дела в ЖКХ не только города, но и всей страны. Такого мнения придерживается начальник отдела по расследованию преступлений экономической и коррупционной направленности Следственного управления СКП по Санкт-Петербургу Павел Камчатный.
По мнению Павла Анатольевича, ситуация, аналогичная истории с Галиной Сопегиной, проявляется чуть ли не во всех ГУЖА. Но и это лишь верхушка айсберга. Коррупция - распространенное явление в всех сферах деятельности чиновников. Особенно это заметно в строительстве, благоустройстве, системе госзаказа, ну и, конечно, в коммунальном хозяйстве. Свежий пример - и самая горячая тема сегодня - снегоуборка.
" - Государство выделяет большие деньги, в том числе на дворников, на оборудование. Но эффект... мы все его наблюдаем. В настоящее время проводятся совместные проверки прокуратуры и Следственного комитета. Первичный мониторинг показывает, что в дворники, например, оформлялись «мертвые души», бюджетные деньги на них выделялись, но в действительности никто работы не выполнял. Мы будем с этим разбираться".Нарушения становятся возможными, по мнению Павла Камчатного, не только потому, что на определенные должности назначаются люди, нечистые на руку и не умеющие руководить. Дело в сложившемся в нашем обществе отношении к взяточничеству.
" - Общество инфицировано коррупционным вирусом. Ведь оба, и чиновник и бизнесмен, попадают в среду, где процветает система откатов, где все «берут», где «не подмажешь, не поедешь», где с любого коммерсанта пытаются что-то взять. А если этого не делать, ты становишься чужаком: бизнесмен не получит желаемого, чиновника отстранят от должности. Нужно менять эту морально-психологическую установку, создавать условия, при которых граждане отвергали бы сложившиеся правила игры. Нужен коренной перелом в общественном сознании".
Сажать не выгодно
Строго наказывать попавшихся чиновников, на чем настаивают противники досудебного соглашения о сотрудничестве, по мнению Павла Анатольевича, не всегда эффективно:
« - Сделку со следствием», конечно, можно назвать лазейкой, через которую преступник уходит от сурового наказания. Но можно назвать ее и последним предупреждением. Много ли пользы от чиновника-взяточника, если он сидит в тюрьме? А заключив соглашение, он возвращает деньги пострадавшим - государству, гражданам. Пусть такой человек и не сядет в тюрьму, но судимость-то у него имеется. И если он повторно пойдет по кривой дорожке, то пощады уже не будет. Мы же, органы следствия, делаем все, чтобы преступники компенсировали причиненный ими ущерб, в том числе арестовываем не только их имущество, но и имущество их родственников».
Досье : Крыша - минус, взятка – плюс
Как минимум два уголовных дела, аналогичных делу Галины Сопегиной, уже попадали в поле зрения СМИ. В Выборгском районном суде решается судьба ведущего инженера отдела капитального строительства и технического надзора ГУЖА Выборгского района Ильи Флейшера. В августе 2006 года он контролировал процесс электромонтажа в выгоревшем подвале дома на Выборгском шоссе. Работы проводило ООО «СтройЭлектроМонтаж». По подписанному Флейшером акту приемки электромонтаж стоил 3,5 миллиона рублей, хотя красная цена ему была чуть более 2 миллионов. Флейшеру вменили мошенничество в особо крупных размерах. Разницу примерно в 1,2 миллиона директор «СтройЭлектроМонтажа» Анатолий Левин лично вернул в бюджет. Видимо, это означает, что он признал факт нанесения ущерба. Так что, окажись Левин под следствием, с ним самим впору было заключать досудебное соглашение о сотрудничестве.
Уголовное дело в отношении сотрудника ГУЖА Фрунзенского района - заместителя начальника отдела капитального ремонта и технадзора Евгения Головащенко - пока расследуется. Осенью 2009 года он подписал акт о выполнении ремонта крыши жилого дома на Бухарестской улице. По госконтракту подрядчик, ООО «Петрострой», получил более 7,5 миллиона рублей. Между тем ревизоры сошлись во мнении, что 2,5 миллиона им переплатили: часть кровли никто и не думал ремонтировать. За свою подпись Евгений Головащенко получил 30 тысяч рублей. Так что в его уголовном деле две статьи - злоупотребление должностными полномочиями и получение взятки.
Кстати, именно кровли, отремонтированные с нарушениями, сегодня приводят к образованию огромных сосулек и к массовым протечкам крыш, с которыми город не может справиться вот уже второй месяц. Ведь в большинстве домов батареи очень горячие. Теплый воздух прогревает тонкую, некачественную или попросту не перестеленную кровлю. Скопившийся снег начинает таять и превращаться в сосульки. А часть воды просачивается через неплотные стыки между листами металла на чердак и в квартиры. Результат - массовые протечки по всему центру Петербурга.
Светлана Стрельцова
Подписывайтесь на «Galernayas.Ru» в Яндекс.Новостях и Google Новости. |
||
Комментарии (0)
добавить комментарийДобавить комментарий
показать все комментарииПосетители, находящиеся в группе гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.