История дома

Особняк Я.А. Потемкина

(Английская набережная, дом 52 / ул. Галерная, дом 53)

История дома

Участок, на котором расположен дом 52 по Английской набережной, в петровское время принадлежал видному деятелю той эпохи Головину. Сменив ряд владельцев, в конце 18 века он перешел к Ольге Александровне Жеребцовой. Пожалуй, это был наиболее интригующий момент в истории дома.

История дома

 Ольга Александровна была женой камергера Александра Жеребцова и родной сестрой Платона Зубова – фаворита императрицы Екатерины II– и, естественно, с особы Зубова культ переносился и на его молоденькую и красивую сестру. Привлекая внимание многих, она совершенно не считалась с мужем. Смерть Екатерины изменила все. «Государыня скончалась, и на другой день дом мой опустел…», - вспоминала она.

В конце 18 века должность «чрезвычайного уполномоченного советника» Англии в Российской столице исполнял лорд Уитворт. Он был очень хорош собой. По многим воспоминаниям имел «сказочный успех» у петербургских дам. Среди них была и Ольга Жеребцова, которой Уитворт отдавал должное. Вскоре после воцарения Павла I, английские политики рассуждали приблизительно так: «Если Павел будет жив, Россия вступит с Францией против Великобритании, если Павел скоропостижно умрет, Россия вступит с Великобританией против Франции…». Поэтому, лорд Уитворт, служа своей стране, создавал в России заговор против Павла I. В этом ему помогала страстно влюбленная в него Жеребцова. Именно в этом доме собирались заговорщики, здесь решались сложные политические вопросы. В 1800-ом году Павлу донесли или он что-то почувствовал и выслал из Петербурга Уитворта. Вслед за ним уехала заграницу и Жеребцова.

История дома

Свой дом она продала генералу, впоследствии герою Отечественной войны 1812 года, Якову Алексеевичу Потемкину через доверенных лиц. В те времена Потемкин был очень популярен среди офицеров и любим солдатами. Он отменил в своем полку телесные наказания. Это укрепило дисциплину, но вызвало страшное недовольство у всесильного тогда графа А.А. Аракчеева.

Еще при жизни Потемкина особняк перешел к его теще, тайной советнице Брискорн, по первому мужу – Струковой. В 1824-м году предприимчивая хозяйка решила застроить свой участок со стороны Галерной улицы, чтобы сдавать новое строение внаем. В 1830-м году в газете «С.-Петербургские ведомости» появилось объявление о сдаче внаем «в доме…по Галерной улице и Английской набережной, вновь отделанных квартир, удобных для проживания, со службами и отоплениями всех мест».

История дома

В октябре 1831 года одну из этих квартир снял Александр Сергеевич Пушкин со своей молодой женой Натальей Николаевной. Пушкин приехал в Петербург с обширными планами и замыслами. Пушкин писал своему московскому другу П. В. Нащокину: «Милый мой Павел Воинович, вот я и в Петербурге. Пиши мне: на Галерной в доме Брискорн.»

История дома

Пушкин здесь жил с осени 1831 по весну 1832 года. Это была первая городская семейная квартира поэта. Начался новый период в жизни Пушкина. Жена Пушкина Наталья Николаевна была редкой красавицей. Восемнадцатилетняя Н.Н. Гончарова прельщала, однако, не только своею красотой. Хорошо образованная, она имела веселый нрав, отличалась ловкостью, хорошо держалась в седле, играла в шахматы. Пушкин очень ценил естественность ее поведения, ее манеру держаться, ее доверчивый и открытый характер, ее «милый, простой, аристократический тон».

Наблюдая мир и согласие в новой семье, весьма одобрял выбор Пушкина В.А. Жуковский: «И душа, и жизнь, и поэзия в выигрыше».

История дома

Время, прожитое Пушкиным в доме Брискорн, прошло под знаком семейного счастья. Счастье, которое Пушкин всегда считал «лучшим университетом» для человека, способствовало творчеству. За эти полгода вышли из печати: «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», восьмая глава «Евгения Онегина», третья часть «Стихотворений Александра Пушкина». Гостями Пушкина в этом доме были самые близкие люди. В дневнике А.И. Тургенева сохранилась такая запись: «Был у Пушкина, разговаривали о Петре I».

После смерти Брискорн с 1849 до 1917 года домом владели ее дети от первого брака, Струковы. Известно, что еще Брискорн хотела изменить фасад дома с набережной, но что-то помешало ее замыслу.

С 1934 года и по настоящее время на фасаде дома по Галерной была установлена мемориальная доска.

В 1887-88 гг. здесь жил великий русский путешественник и ученый Н.Н. Миклухо-Маклай.

И до сих пор дом окружает счастливая аура. По рассказам жильцов, во время блокады Ленинграда никто из обитателей дома не погиб при артобстрелах и не умер от голода.

 


Подписывайтесь на «Galernayas.Ru» в Яндекс.Новостях и Google Новости.
Мы сообщаем главное и находим для вас интересное.

Яндекс.Новостях
Google News

Комментарии (0)

добавить комментарий

Добавить комментарий

показать все комментарии
Информация

Посетители, находящиеся в группе гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.